Психология для всех
И КАЖДОГОВ любой непонятной ситуации - эволюционируй!
Условия воспитания волевых качеств
Воспитание волевых качеств в жизни каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. В связи с тем, что основная доля развития волевых качеств преподает на детство, условия их воспитания по большей части зависят от качества взаимодействия ребенка с самыми близкими и родными ему людьми.
В данной статье мы с Вами остановимся на наиболее общих условиях воспитания волевых качеств личности. Первым и основным условием сильной воли считается наличие цели в жизни человека. Девиз жизни таких людей зачастую следующий: плыву ни куда ветер подует, а как парус поставлю.
Всю жизнь я хотел кем-то стать и чего-то добиться. Теперь я понимаю, что нужно было быть поконкретнее.
Второе условие воспитания волевых качеств заключается в необходимости быть хозяином своей жизни в каждый момент времени. Это значит полностью признавать свою личную ответственность за всё, что происходит с Вами и вокруг Вас.
Сплетение смелости и уверенности в себе помогает человеку бесстрашно двигаться навстречу трудностям. Невозможно прийти к желанной цели без преодоления себя. Вспомните, чего стоило Микеланджело создать фрески в Сикстинской капелле. Ведь каждое опускание его головы впоследствие сопровождалось невыносимо дикой болью. А все потому, что для работы художнику постоянно необходимо было поднимать голову и смотреть вверх.
Неспроста считается, что успех измеряется не столько тем, чего добился человек, сколько теми препятствиями, которые он преодолел. Воспитание воли происходит в созданных жизнью реальных условиях. Воля сродни мускулам — крепнет в активности, ей необходимы жизненные бури.
Преодоление любого препятствия – это радость победы, и прежде всего над собой.
Среди основных условий воспитания воли также можно назвать осознанную замену «надо» на «хочу». Настоящая воля там, где любят то, что себе приказывают. Принцип «надо» предполагает, что человеком управляет внешняя ситуация, будь то работа, другие люди и т. д. Роль человека в такой ситуации сводится к механическому исполнению указаний окружающей среды.
В случае, когда в отношении возникшей задачи личность осознанно заменяет «надо» на «хочу», эта самая задача автоматически становится объектом собственного выбора.
А он в свою очередь имеет довольно продуктивное психологическое содержание: у человека формируются необходимые для выполнения задачи цель, потребности и мотивы. А главное что удовлетворение ты получаешь от процесса выполнения задачи, а не от того, что тебе удалось просто побыстрее закончить работу или вовсе отделаться от неё.
Воспитание волевых качеств в самоограничениях
Ещё Гёте говорил, что тот, кто хочет достичь многого, должен обладать умением себя ограничивать. Воля предполагает самоограничения, но не тождественна им. В область ограничений попадает лишь то, что каким-то образом может помешать достижению цели. Порой там могут оказать и самые что ни на есть живые чувства. И здесь главное помнить, что все самое великое на нашей планете сделано при их непосредственном участии. Это нормально, когда человек стремиться испытывать радость, счастье и удовольствие, когда он наслаждается трудом, искусством или вкусной едой.
Опыт многих людей показывает, что для успешного воспитания воли необходимо:
- признать в себе самые слабые и уязвимые места;
- осознать, чего хотелось бы добиться в жизни;
- наметить основные пути движения к желанным целям;
- научиться «искусству маленьких шагов»
- обучиться мастерству доводить любые начатые дела до их логического завершения;
- овладеть умением ограничения себя;
- в каждый момент времени делать лучшее, на что способен;
- иметь в голове примеры для подражания. Это могут быть люди, которые уже достигли желанных Вами целей.
А главное на пути к цели не забывайте жить и радоваться всему тому, что Вас окружает!
Ирина Рудко
Вам могут быть интересны следующие статьи:
Как воспитать в себе волевые качества?
Что представляет собой волевое действие?